История Свято-Троицкой церки села Старокарасук

История Свято-Троицкой церки села Старокарасук

Свято-Троицкая церковь села Старокарасукское Тюкалинского уезда Тобольской губернии являлась самым обычным сельским православным храмом дореволюционной России, судьба которой в годы Советской власти также оказалась самой типичной и горькой. Накануне Великой Отечественной войны Старокарасукская церковь была закрыта и из разобранного храма были построены здания сельского клуба и интерната для учащихся Старокарасукской школы. Но, благодаря документам, найденным в архивах Тарской епархии и в печатных изданиях "Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии» (1900 г.), автором которого является священник, ключарь, член духовной консистории Климент Филимонович Скальский, и «Справочной книги Омской епархии» (1914 г.), автор-составитель - тобольский священник, прозаик, этнограф и краевед Голошубин Иван Степанович, стало возможным, хотя бы в общих чертах, воссоздать историю нашего Свято-Троицкого храма.

Но сначала несколько слов о самом селе. Первые упоминания в письменных источниках о деревне Старокарасук встречаются с 1699 г. Как и все сибирские старосельские селения, заселено оно было ссыльными в Сибирь без права возвращения на родину. Отбыв срок ссылки, эти люди искали места для дальнейшей жизни на сибирских просторах, где вокруг на многие десятки верст не было ни одного поселения. Первые жители Старокарасука облюбовали место заселения на небольшой речке Карасук (в переводе с татарского – «Черная вода»). Очень трудно установить за давностью лет основателя этого поселения и в какой последовательности оно заселялось. По архивным материалам 1871 года в селе уже насчитывалось 108 дворов и 540 душ населения. Надо полагать, что росту числа дворов и количества населения способствовал коммерческий Московско-Сибирский тракт, проложенный в 1763 году через это селение.

Первая Тобольская епархия в Сибири была учреждена на Московском соборе патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Федоровичем в 1620 году. Это событие, предпринятое спустя 40 лет после покорения Сибири русскими, было необходимым для больших успехов святой Православной веры в Сибирском крае. XIX век для Сибири – это период образования новых епархий. До образования Омской епархии в Тюкалинском уезде было уже открыто 42 церкви, в их числе и церковь в честь Святой Троицы в селе Старокарасукское.

По решению Святейшего Синода в 1887 году была сформирована особая комиссия, “которой было поручено представить Тобольской Духовной Консистории свои соображения относительно выделения Омской епархии из Тобольской”. Через год комиссия, завершив работу, предложила включить в состав Омской епархии 57 церквей Акмолинской и Семипалатинской областей и те церкви Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов, которые лежали ближе к г. Омску, чем к Тобольску, а именно: 42 церкви Тюкалинского округа, 31 церковь Тарского и 19 Ишимского округов с общим числом православного населения около 350 тысяч душ обоего пола. В 1895 году была открыта самостоятельная Омская Епархия.

В селе Старокарасукском Свято-Троицкая церковь, согласно биографической базе данных и собранию материалов «Духовенство русской православной церкви», уже действовала в середине 19 века, хотя в изданиях священников К.Ф. Скальского и И.С. Голошубина указывается год постройки 1882, но эта запись не доказательство того, что она была первой.Можно предположить, что в селе Старокарасук и раньше была церковь, которая со временем обветшала и была перестроена в 1882 году, либо, до постройки церкви, там находилась часовня.  Известно, что церковь Святой Троицы в Старокарасуке была построена на средства прихожан. Все сельские церкви, построенные в середине 19 века были однотипные: крестообразные в плане, деревянные, однопрестольные, крытые жестью или тесом в два слоя, церковь и колокольня «в одной связи». Состояла Старокарасукская сельская церковь из молельной части, алтаря, трапезной и притвора. С западной стороны к притвору было пристроено крыльцо. Молельная часть - восьмерик на четверике, сруб восьмерика опирался на рубленые стены и частично на горизонтальные прогоны, на восьмерике был устроен купол по кружалам. Завершение купола было выполнено в виде главы с барабаном, покрытой металлом. С востока к храму был прирублен алтарь, пятигранный в плане, кровля алтаря скатная, полы в церкви дощатые. На фотографиях, выложенных ниже, типичная для сибирских сёл, однопрестольная церковь одной из деревень Саргатского района, чудом сохранившаяся до 1957 года, кода ее успели сфотографировать. Именно такие церкви строились в сельских приходах Тобольской, а потом и Омской губернии.

Типичная для сибирских сёл середины 19 века, однопрестольная церковь 

Свято-Троицкая церковь в Старокарасуке была прочной и вместительной, с местночтимой иконой св.Великомученика Пантелеймона. Согласно списку церквей Тобольской епархии, с указанием состоящих при них священно-церковно-служителей на 28 декабря 1890 года в селе Старокарасукское в Свято-Троицкой церкви служили священник Петр Першуков и псаломщик Сергей Алексеевич Рождественский, место дьяка было не занято.

В 1900 году в издании К.Ф.Скальского «Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии» было написано: «К Старокарасукскому приходу было приписано 14 деревень и поселений – Картовь (в 18-ти верстах), Ингалы (в 7 верста), Плотниково (в 10-ти верстах), Козырлы (в 22-х верстах), Ильбяково (в 42-х верстах), Щербаки (в 50-ти верстах), Чебаклы (в 25-ти верстах), Горькое(в 30-ти верстах), Бугалы (в 12-ти верстах), Хохлово (в 30-ти верстах), Ростовское (в 20-ти верстах), Трубчевское (в 5-ти верстах), Орловское(в 34-х верстах) и Милинское (в 12-ти верстах). В приход также входили часовни: в деревне Ингалы в честь Архистратига Михаила, построенная в 1858 г; в деревне Бугалы в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в1894 г;  в деревне Картовь в честь св. Иоанна Златоустого, построенная в 1895 г. В этих часовнях проходили богослужения в определенные дни: в Ингалах – 29 июня, 17 октября, 8 ноября и на 9-ю пятницу Великого поста по Пасхе; в Бугалах – 8 июля, 22 октября и 26 июня; в Картови – 13 ноября. В приходе ежегодно проходили два крестных хода - пасхальный и при посеве хлебов.

Старокарасукской церкви на приход выделено земли: усадебной 3 десятины, пахотной 180 десятин и сенокосной 18 десятин, которая использовалась беспрепятственно и по назначению. Священник получал в год 140 рублей жалованья, псаломщик - 36 руб. Церковь имела капитал - 6475 руб., на который ежегодно получала проценты в размере 183 рубля 14 коп. В селе Старокарасук с 1984 года имеется церковно-приходская школа, которую посещают 24 учащихся (вне школы остается 23 ребенка). Школа содержится на средства местных крестьян, имеет собственное здание. Учительница получает жалование 174 рубля в год: 84 рубля от Епархиального Училищного Совета, 45 рублей от церкви и 45 рублей от попечительства. Православного населения в приходе на 1900 год насчитывается: мужского пола 1998 душ, женского пола 2109 душ. Имеются раскольники: мужского пола -126 и женского пола – 135 душ. Все раскольники - безпоповцы. Местные православные на раскольников не обращают никакого внимания, последние же относятся к первым с презрением. На 1900 год по штату в церкви положено быть одному священнику и двум псаломщикам: священником Свято-Троицкой церкви 2 года служит 23-летний Василий Михайлович Успенский, окончивший 5 классов Владимирской Духовной Семинарии; псаломщиком 30 лет служит в приходе Сергей Алексеевич Рождественский (55 лет), окончивший высшее отделение Тобольского духовного училища; также псаломщиком 6 лет служит Павел Федорович Карпов (24 года), окончивший 2 класса Тобольской Духовной Семинарии. Дома для священника и псаломщиков прочные и удобные…».

В 1914 году вышла "Справочная книга Омской епархии", автором-составителем которой являлся тобольский священник Иоанн Голошубин.      В этом справочном издании было более подробное описание Старокарасукского церковного прихода с произошедшими изменениями. Было указано, что: «Свято-Троицкая церковь в селе Старокарасукском крепка и утварью достаточна. Местночтимых икон насчитывалось в приходе четыре: при церкви иконы св. Великомученника Пантелеймона и икона Боголюбовской Божией Матери; при часовне в деревне Ингалах икона св. Мученицы Параскевы; при часовне в деревне Бугалы икона Тихвинской Божией Матери…»

В 1908 году в деревне Ингалы на средства общества была выстроена и освящена каменная церковь в честь Архистратига Михаила. К ней было предположено выделить из Старокарасукского в состав нового Ингалинского прихода 6 деревень: Ингалы, Картовь, Плотниково, пос. Милинский, пос. Александровсксий и пос. Ростовский.

Также указано И.Голошубиным, что в среднем за год в Старокарасукском приходе было крещений - 250, браков - 45, погребений - 200. Священнослужители вели записи в метрической книге, в которую заносились сведения «о родившихся, браком сочетавшихся и умерших». После заполнения такой книги, сделанные записи проверялись в Тобольске или Омске, и она возвращалась «для хранения в церковном архиве».

Например по  листам из метрической книги Старокарасукской Свято-Троицкой церкви церкви, выложенных ниже, мы видим, что 13 мая 1893 года у  Данилы Степановича Кучумова и его законной жены Павлы Ивановны родился сын Алексей, четвертый ребенок в семье Кучумовых. Проживали Кучумовы в деревне Бугалы Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Окрестили Алексея 17 мая в Свято-Троицкой церкви села Старокарасук.  Восприемниками (крестными родителями) были уволенный в запас армии рядовой Иоанн Лаврентиев Мещенков из села Старокарасук и солдатская вдова Параскева Иоаннова Чернова из деревни Черново. Таинство крещения совершал священник Петр Першуков с псаломщиком Сергеем Рождественским.

Листы из Метрической книги Свято-Троицкой церкви села Старокарасук 1893 года

Население Старокарасукского прихода в 1914 году насчитывало 1868 душ мужского пола и 1837 душ женского пола. Из них: в селе Старокарасук всего 425 душ; в д.Ингалы - 553 души; в д.Картовь – 239 душ;  в д.Плотниково - 68 душ; в д.Козырлинской - 307 душ; в д.Чебаклы - 226 душ; в д.Горькой - 303 души; в д. Бугалы - 898 душ; в д. Хохлово - 334 души; в д.Трубчевской - 204 души; в д.Милинской - 174 души; в д.Александровской -168 души.

В «Справочной книге Омской епархии», Иоанн Голошубин также пишет, что «… в деревнях Козырлинской и Хохлово есть раскольники - безпоповцы (65 человек обоего пола), также на территории прихода есть около 300 человек склонных к расколу, но число их постепенно сокращается, сектантов на территории прихода нет. Остальное население - православное, старожильское. Переселенцы разных губерний заняли поселки Ростовский, Трубчевский, Милинский и Александровский. При Свято-Троицком храме 26 октября 1877 года было открыто церковно-приходское попечительство с капиталом 600 руб. и билетами на 1600 руб.

В селе Старокарасукском, кроме церковно-приходской школы (с1894 г), в 1912 году была открыта библиотека -читальня, а в деревнях Ингалинской и Козырлинской имеются министерские училища. Для служителей церкви имеются три общественных деревянных дома со всеми необходимыми надворными постройками - вместительны, удобны и застрахованы за счет прихожан. Дровами церковь пользуется из своих лесных угодий.

Жалованья от казны положено: священнику-300 руб. в год, псаломщику -100 руб. В церковно-приходской школе священник за преподавание Закона Божия получает 60 руб. К содержанию храма и ремонту причтовых домов прихожане внимательны и не отказываются. Пасхальное хождение со святыми иконами бывает только по приглашению, а крестные ходы в летнее время по полям бывают во всех деревнях и поселках, после них служатся молебны в домах прихожан. Съезжие праздники проходят: в Старокарасуке - Троицын день, в пос. Трубчевском - 9 мая, в д. Козырлы - Вознесение Господне, в д. Хохлово - 8 ноября, в д. Горькой -14 ноября, в д. Чебаклы - 13 сентября, в д. Плотниково - 27 ноября, в пос. Милинском - 25 декабря, в д. Ингалы - 8 ноября, в пос. Александровском - 6 декабря, в пос. Ростовском -1 октября, в д.Бугалы -22 октября и в д. Картовь -13 ноября. Отправлениие богослужения и хождение со св. Крестом бывает в пос. Александровском, Ростовском и в деревнях Ингалы, Бугалы и Картовь. В остальных поселках и деревнях прихода этого не бывает. В деревнях прихода ведется в среднем размере хлебопашество, развито молочное хозяйство, скотоводство среднее, овцеводство ведется в малом размере. В  селе Старокарасук с 1 по 4 ноября и в деревне Ингалы с 29 июня но 2 июля бывают ярмарки, на которых торгуют  мануфакторой, бакалейными, галантерейными и скобяными товарами; жировыми продуктами; смолой, дёгтем, деревянными изделиями и лошадьми. Обороты первой достигают 600,000 руб. и второй 180,000 руб.

В селе Старокарасук и в деревне Ингалы имеются по одному кирпичному заводу, по четыре мелочных лавки и по одной пивной, а в остальных деревнях прихода по одной мелочной лавке. Река Карасук не изобилует рыбой, в озерах, имеющихся в приходе, ловится карась. Вода для питья из озер невкусная, поэтому население пользуется водой для пищи и питья из моховых озер - Малыгино, Балово и Чердыкуль. За медицинской помощью прихожане обращаются в Баженовскую больницу…».

Священники Свято-Троицкой церкви

С 1869 года и до окончания своей жизни служил псаломщиком в церкви села Старокарасук Рождественский Сергей Алексеевич(1843 г.р) – сын дьяка Никольской церкви села Казанцевское Ишимского округа Тобольской губернии Рождественского Алексея Яковлевича. Сергей Алексеевич окончил высшее отделение Тобольского духовного училища.

Псаломщик Свято-Троицкой церкви села Старокарасук Рождественский Сергей Алексеевич (1843 -1917 гг..)

От первого брака с Рождественской Ольгой Семёновной (1837 г.р) у него родилось шесть детей: два сына – Михаил Сергеевич и Андрей Сергеевич, и четыре дочери – Пелагея Сергеевна, Анисья Сергеевна, Клавдия Сергеевна и Евлампия Сергеевна. Но в 1881 году от болезни жена умерла.  От второго брака с Рождественской Евгенией Васильевной (1851 г.р.) родилось пятеро детей: четыре сына – Филипп Сергеевич, Порфирий Сергеевич, Вениамин Сергеевич и Владимир Сергеевич, и дочь Мария Сергеевна. Трое из сыновей пошли по стопам отца и стали священниками.

Псаломщик Сергей Алексеевич Рождественский с женой и детьми (сзади Евлампия, на руках у Евгении Васильевны дочь Мария, мальчики слева-направо Вениамин, Порфирий, Владимир), фото 1890 г. из семейного архива Е.Н Пахмурной – праправнучки С.А.Рождественского
Дочь псаломщика Старокарасукской церкви Рождественского Сергея Алексеевича Пелагея Сергеевна с мужем и ребенком (фото из семейного архива Е.Н Пахмурной – праправнучки С.А.Рождественского)

Умер Сергей Алексеевич в марте 1917 года и похоронен за алтарем Свято-Троицкой церкви села Старокарасук на церковном кладбище, где хоронили священников, сейчас место его расположения не возможно точно установить, т.к. при разрушении храма всё сравняли с землёй.

Першуков Петр(не позже 1860 г.р.) – священник Свято-Троицкой церкви села Старокарасукского, сын священника, учился в Тобольской духовной семинарии, был направлен в приход в начале 1879 года, служил до 1896 года, умер в 1914 году. Его сыновья – Николай (1880 г.р.) и Александр (1887 г.р.) пошли по стопам отца, став священниками. Николай Петрович Першуков учился в Тобольской духовной семинарии, 25 ноября 1899 г. был назначен псаломщиком в храм великомученицы Екатерины в селе Екатериновка Тарского уезда Тобольской губернии. 5 января 1903 г. рукоположен во диакона, был переведен в 1907 г. на штатное диаконское место к храму села Муромцевского Тарского уезда, умер в 1914 г.

Александр Петрович Першуков -священник Михаило-Архангельской церкви в с. Ингалы - сын Старокарасукского священника Петра Першукова

Александр Петрович Першуков учился в Ишимском духовном училище, служил в церкви Рождества Иоанна Предтечи в Большеречье с 1912 года. В 1914 г. женился, супруга была учительницей в начальной школе. В начале 1920-х годов, когда потребовалось воспитывать пятерых детей, ей пришлось уйти с работы. Это было время начала гонений на Церковь, и семья псаломщика была лишена гражданских прав. В 1926 году Александр Петрович был рукоположен во иереи и стал служить в церкви села Петухово Омской области. В следующем, 1927 году, его перевели в село Киевка в Кулундинской степи (неподалеку от города Славгорода). Климатические условия на новом месте оказались очень тяжелыми, вся семья сильно болела. Отец Александр прослужил здесь не больше года, пришлось весной 1928 года уехать обратно. Новым местом служения для священника стала Михаило-Архангельская церковь в селе Ингалы Большереченского района Омской области. Здесь отец Александр прослужил до 12 февраля 1930 года, в этот день его арестовали. Три месяца, пока шло следствие, он провел в тюремном заключении в Омске. Особая тройка при ПП ОГПУ по Сибкраю приговорила священника к высшей мере наказания. 30 мая 1930 года иерей Александр Першуков был расстрелян и похоронен на месте бывшего Шепелевского кладбища в Омске, где в то время хоронили расстрелянных.

Священник Успенский Василий Михайлович (24.12 1876 г.р.), сын священника, окончив 5 классов Владимирской духовной семинарии был направлен на службу в ноябре 1897 года священником в Свято-Троицкую церковь Старокарасукского прихода, с 25 августа 1912 года стал настоятелем Богородице-Тихвинской церкви в городе Тара, имел скуфью. Был женат, имел 4 детей.

В годы революционной смуты в 1918 году в Омской области на некоторое время пришли к власти большевики, но гонение на Церковь было в первый раз пресечено началом гражданской войны. С конца того же года Омск стал центром белого сопротивления на Востоке, но в конце 1919 г. большевики захватили г. Омск, приходы епархии массово отпали к обновленцам и лишь с начала 1925 г. началось их возвращение к канонической Церкви. Конец 1920-х начало 1930-х годов характерны ужесточением борьбы безбожной власти с религией. Пошли массовые аресты духовенства и верующих, закрытие храмов, усложнение процедуры регистрации приходов. Знаковым был взрыв Успенского Кафедрального Собора в Омске в феврале 1935 года. В сельских районах основной период закрытия приходов выпадает на 1932-1934 годы. В конце 1937 г. Омская епархия фактически прекратила своё существование.

Как раз в период больших гонений на церковь в Старокарасукский приход был назначен священником Пятаев Петр Георгиевич, сын священника, клирика Омской епархии Пятаева Георгия Васильевича, служившего в свои последние годы жизни с 1910 года в Михаило-Архангельской церкви в селе Ингалы Большереченского района. Петр Георгиевич (1884 г.р.) вместе с прихожанами изо всех сил боролся за сохранение Свято-Троицкой церкви в селе Старокарасук, имел среди жителей деревень прихода немало сочуствующих, которые пытались сохранить свой храм и защитить свою веру, но в 1934 году церковь закрыли по решению Большереченского райисполкома, записав в протоколе заседания – «…Религия вредна. Это опиум для народа. Церкви закрыть…» В 1935 году с Свято-Троицкой церкви, как и со всех других храмов района сбросили колокола. Сначала церковь приспособили под колхозный склад, который чуть не пострадал от пожара, а после войны здание церкви разобрали и построили сельский клуб и интернат для детей деревни Трубчевка, учившихся в Старокарасукской школе. Пятаева Петра Георгиевича привлекли в 1937 году «за ведение пропаганды и агитации, содержащих призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской Власти». Арестовали священника 8 июня 1937 года, 23 августа того же года тройкой при УНКВД по Омской области он был осужден по стт. 58-10, 58-11 УК РСФСР и приговорен к расстрелу 27 августа 1937 года был расстрелян в г.Омске. Реабилитирован 30 июня 1989 года Прокуратурой Омской области.

Но не только на священников писались доносы. 30 июля 1937 года в СССР был издан секретный приказ «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Этот документ дал старт «Большому террору» — периоду массовых репрессий, жертвами которых стали сотни тысяч человек. Захлестнула волна репрессий и арестов и наши сибирские поселения.  От имени ЦК ВКП(б) в местные пар­тийные организации была направлена телеграмма, тре­бовавшая в пятидневный срок "взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовни­ков с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.  В один день со священником Пятаевым Петром Георгиевичем был арестован житель села Старокарасук Горчаков Яков Павлович (1889 г.р.) - счетовод колхоза им. Калинина, член церковного совета, согласно доносу, помогавший священнику прятать иконы и церковные книги. Арестован он был вместе с Пятаевым Петром Георгиевичем в июне 1937 г. Приговорен 23 августа 1937 г. тройкой при УНКВД по Омской обл. по ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 27 августа 1937 г. в Омске. Реабилитирован 30 июня 1989 г. прокуратурой Омской обл. на основании Указа ПВС СССР. (П-11597)

В деревне Трубчевка Денис Алексеевич Чубатов (сын Алексея Чубатова) также попал под репрессии из-за того, что «вёл дружбу с местными попами». Чубатов Д.А. отличался от деревенских мужиков добропорядочным поведением, характером и набожностью, хорошо читал на церковнославянском и знал церковную литературу. Валентина Денисовна (дочь Чубатова А.Д.) вспоминала, что у отца была большая книга с обложками, а в ней были нарисованы разные ангелы. Собирались у него деревенские мужики, с которыми он вел разговоры. Дочь - Валентина Денисовна, говорила: «… мужики соберутся, и он им рассказывает, что Советская власть долго не продержится, потому что так вот тут в Библии или в другом писании, написано…» Безусловно, это было результатом тесного общения Чубатовым Д.А. с местным священником Пятаевым Петром Георгиевичем. Денис Алексеевич потом объяснял на допросе в НКВД, что Пятаев ему посоветовал в 1936 году всё-таки вступить в колхоз и потерпеть, пока эта власть держится. Но убеждения скрыть Денису Алексеевичу не удалось. Так, в феврале 1937 года, в конторе колхоза в Трубчевке он при всех заявил, что в стране правит сатанинская власть и скоро будет война и в результате этого власть будет свергнута. В книгах, которые он читал, о власти сатаны было хорошо и убедительно написано. Видимо это особенно бесило коммунистов Трубчевки, что он, хорошо зная содержание священных книг, мог сослаться на текст. Денис Алексеевич являлся членом церковного совета, был набожен и бескорыстен, видимо за это его уважали деревенские. Была еще помощь от него священникам – Чубатов Д.А. договаривался с мужиками, они собирались в какой-нибудь избе, потом приходил священник и проводил молебны, а потом ещё говорили о международной обстановке. Кроме того, когда Старокарасукскую церковь закрыли в 1935 году, Денис Алексеевич начал искать помещение для Трубчевской церкви и собирал деньги для церкви. Разумеется, на него был донос и из Большеречья приехали сотрудники НКВД.

Опись изьятых церковных книг у члена церковного совета Свято-Троицкой церкви Чубатова дениса Алексеевича, сделанная при аресте в июне 1937 года.

У Дениса Алексеевича при аресте изъяли восемь церковных книг Библию купил в 1912 году у купца. Другую книгу ему подарил местный помещик. Что- то брал читать у кулаков Черновых. Что-то ему давал священник Пятаев Петр Георгиевич. Дочь Чубатова рассказывала, что видела (сидела на полатях) как приехали из районного центра Большеречье несколько человек. Весь вечер о чём-то разговаривали с отцом, уговаривали его Библию отдать. Потом был обыск, на котором присутствовал Кузьма Емельянович Канаев. Валентина Денисовна сказала, что книги церковные нашли, но все или нет, она не знает. Потом сказали: "Ну, делать нечего, поедем в Большеречье разбираться". На следующий день арестовали Пятаева, и еще члена церковного совета Горчакова Я.П. из Старокарасука, всех троих увезли в Большеречье, а потом в Омск.  Денис Алексеевич, конечно, знал, что дружба с церковью добром не кончится, но своим взглядам не изменил. На допросах вёл себя достойно, спокойно, рассказал о своих взглядах, как он помогал церкви, пытался у себя в Трубчевке организовать встречу мужиков с Пятаевым П.Г. Получил Денис Алексеевич в итоге восемь лет лагеря. Умер он при строительстве дороги Абакан -Тайшет в марте 1938 г и похоронен в посёлке Квиток Тайшетского района. В этом поселке была большая лагерная больница, Денис Алексеевич заболел и умер. На местном кладбище в поселке Квиток похоронено много православных и католических священников из Прибалтики и Польши, которых ссылали туда, некоторых потом, после реабилитации, перезахоранивали на их родине.

Возрождение Свято-Троицкой церкви в родном селе в 21 веке

Вновь православный приход в селе Старокарасук, благодаря стараниям жителей села Порядиным Елене Львовне и Геннадию Яковлевичу, начал действовать с 7 января 2011 года, а возведение нового храма начато 20 июня 2016 года. Именно в этот день в центре села на месте старой церкви был сослужен молебен на "Основание Храма", и воздвигнут Поклонный Крест, осеняющий все село крестным знамением.

20 июня 2016 года. Установка Поклонного Креста.

Епископу Тарскому и Тюкалинскому Савватию сослужили Благочинный Большереченского района протоиерей Андрей и настоятель прихода храма в честь Святой Троицы с. Старокарасук иерей Сергий. В молебне принимали участие глава Большереченского муниципального района Майстепанов Василий Иванович, глава Старокарасукского сельского поселения Мавлютова Надежда Ивановна, староста прихода Порядин Геннадий Яковлевич и жители села, которые непосредственно принимали участие в сборе средств на установку Поклонного Креста. В своей проповеди епископ Савватий поздравил всех жителей села с обретением общей православной святыни – Поклонного Креста, поблагодарил всех участников молебна и всех, кто принял участие в этом благом, вероукрепляющем деле. По окончании молебна по желанию каждый из жителей села мог приобрести «именной» кирпич, который будет использован при кладке цоколя.  В 2016 году было расчищено место, где была раньше сельская церковь, установлен и освящен поклонный крест, выведен фундамент под будущий сельский храм и освящен закладной камень на этом фундаменте. Постепенно на территории будущего возрождающегося храма отстроили хозяйственные постройки, трапезную, в которой  начали проводить службы, а к 2021 году выросло и само здание церкви.

Строительство Свято-Троицкой церкви в селе Старокарасук. Установлена шатровая кровля и глава церкви

28 января 2021 года в селе Старокарасук Большереченского района Омской области было торжественное поднятие куполов на церковь "Святой Троицы". Присутствовали на торжественном мероприятии Глава Большереченского района Майстепанов В.И. Депутат районного Совета Гулько А.Д., Благочинный Большереченского района протоиерей Андрей (Решитов), Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, Глава Старокарасукского сельского поселения Мавлютова Н.И., прихожане, местные жители.

Январь 2021 года. Установка куполов на Свято-Троицкую церковь села Старокарасук

В 2022 году в праздник Святой Троицы церковь распахнула свои двери для жителей села и прихожан близлежащих деревень. Теперь, каждый православный верующий при приезде в село может испросить в молитве благословения на дорогу и воздать благодарственные молитвы Богу о благополучном возвращении домой и на другие благие дела. Сейчас перед прихожанами стоит задача приобретения и установки колоколов на церковь, не может она стоять молча, без голоса, без звона колокольного. Верим, что с помощью прихожан и жителей села, заинтересованных в завершении строительства церкви, эту задачу можно будет решить быстрее. Жизнь наша сейчас непростая, мы каждый день живем в тревоге, мало у нас радостных событий, но только Господь даёт нам утешение и надежду, укрепляет нашу веру. Мы видим, что храмы в селах строятся, а это говорит о том, что в нашем народе жива вера в Бога.  И вот эта воля Божия, благословение небес совершается в нашей жизни через тех людей, которые имеют доброе расположение на сердце и помогают в таком важном деле возрождения церкви на родной земле.

Крещение в строящейся Свято-Троицкой церкви села Старокарасук

ФОТОАЛЬБОМ "СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕЛА СТАРОКАРАСУК"

#Старокарасук_Большереченскийрайон
#Старокарасук_селородное#Старокарасук55
#КультураселаСтарокарасук#Старокарасук_историясела
#ЦерковьСвятойТроицы_Старокарасук